Бережливые технологии как средство повышения эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций
Бережливые технологии - это, по сути, эффективное управление временем педагогического работника. Они позволяют участникам образовательного процесса избежать трат на непроизводительную деятельность - на перекладывание бумаг, на поиск инструмента, на подготовку отчетов - и больше сил отдавать производственному процессу.
Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой профессиональной образовательной организации.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Использование инструментов бережливого производства в профессиональной образовательной организации способствует:
- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
- повышению качества образования,
- обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
- сокращению временных и финансовых потерь,
- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
- развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.
Нормативные документы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Стандартизация работы
Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Визуализация
Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Организация рабочего пространства
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Приказ 2488, 20.09. 2021 г. О внедрении беррежливых технологий в системе образования Челябинской области
Положение по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
Приказ 2985 от 12.11.2021 г. О проведении НПК Инновации в системе ПО бережливое образование
План мероприятий (Дорожная карта) по внедрению бережливых технологий в Челябинской области
УРОВЕНЬ ПОО
Приказ ЧПТ № 01-387-1 от 01.10.2021г. Об организации внедрения в техникуме бережливых технологий в сфере образования
Положение О "БЕРЕЖЛИВОМ ТЕХНИКУМЕ" ГБПОУ "Чебаркульский профессиональный техникум"
Политика ГБПОУ "Чебаркульский профессиональный техникум" в области бережливого управления
План мероприятий «дорожная карта» по внедрению бережливых технологий в ГБПОУ ЧПТ на период 2021-2025гг
Инструменты
ХОСИН-КАНРИ
Система 5S
КАНБАН
КАЙДЗЕН
Диаграмма "Спагетти"
Диаграмма "Исикавы"
ГЕМБА
Быть вовремя во всём
Быстрая переналадка – SMED
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО: Методы и инструменты
Анализ 5 почему — причинно-следственная диаграмма
Lean Production - система концепция бережливого производства
Методические материалы
Методические рекомендаций по проведению картирования процессов
Основы формирования культуры бережливого управления
Методические рекомендации по внедрению бережливых технологий
Формирование бережливой среды в ОО
>>Полезные материалы<<
Учебно-методический центр по внедрению бережливых технологий в системе
образования Челябинской области