Основные профориентационные понятия
Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции: пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам и активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.
Мотив: 1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. 2) Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется. 3) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивы профессиональной деятельности – это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.).
Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом или группой какого - либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности человека в контексте профессиональной деятельности по сути приравниваются к мотивам профессиональной деятельности.
Рынок труда – купля и продажа рабочей силы.
Потребности – фундаментальные качества человек, вынуждающие его нужду в чем-либо и служащие источником его активности.
Предприниматель – владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли. Может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.
Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию выбора профессии и процесса трудоустройства с учетом индивидуальных особенностей.
Профессионально важные качества – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучение и осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.
Профессиональные ценности - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека в процессе профессиональной деятельности. В качестве профессиональных ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага.
Профессиональная пригодность – это мера соответствия требованиям профессии.
Профессиональный план – это образ, мысленное представление профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана следующие: главная цель; цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей; пути и средства достижения ближайших жизненных целей; внешние условия достижения целей; внутренние условия достижения целей; запасные варианты целей и пути их достижения.
Профессиональные способности – совокупность стойких индивидуальных качеств личности (физических, психофизиологических, интеллектуальных, нравственно-волевых), от которых зависят результаты в области данной профессиональной деятельности
Профессия/должность: Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки и при этом служит источником дохода. Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии. Иногда названия профессии может совпадать с должностью, например, менеджер – это и профессия и должность. Определенные знания и умения могут приобретаться не только в процессе обучения, но и в процессе трудовой деятельности, поэтому появляются новые профессии, по которым нет специальной подготовки в рамках образовательных учреждений, например брокер, мерчендайзер, промоутер и т.д. В тоже время, многие организации исходя из своих потребностей, открывают новые должности, которые не являются профессиями, такие как торговый представитель, оператор call- центра.
Профессия/сфера деятельности: Существуют различные классификации профессий. Самая общая – по отраслям (принятая в экономике). Например, тяжелая промышленность, транспорт, финансы, образование, сельское хозяйство, искусство и т.д. Но для помощи при выборе профессии эта классификация не подходит, так как в каждой отрасли или сфере деятельности существует целый ряд совершенно разных профессий и должностей, это могут быть и профессии необходимые только в этой сфере деятельности, и профессии/ должности, которые необходимы в различных отраслях, например, бухгалтер, секретарь, инспектор отдела кадров, кладовщик и т.д.
Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Социальный заказ – потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Специальность – вид занятия в рамках одной профессии.
Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Ценности – любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека. В качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага.
Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
При подготовке раздела использовались следующие источники информации:
Филипп Котлер. Основы маркетинга. Новосибирск: “Наука”, 1992.
Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джери, Джулия Джери. М.:ВЕЧЕ-АСТ, 1999.