О конкурсах

 

Официальный сайт ГБПОУ
"Чебаркульский профессиональный техникум"

 

 

Директор: Затоковенко Лариса Николаевна
Адрес: г.Чебаркуль, ул. Электростальская, д. 5.
Телефон: 8 (35168) 2-29-55
Электронная почта: chpt.74@mail.ru 

 

 

Профессиональные конкурсы педагогических работников техникума

 

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Профессиональные конкурсы педагогов техникума можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование педагогических работников. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы педагогов техникума (далее ПКП) это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы профессионального образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Конкурсы ПКП проводятся в целях повышения престижа и статуса педагога в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой профессионального образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Конкуры бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Преподаватель года» или «Мастер года», которые могут дополнить и даже заменить руководителям техникума многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда педагога и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (внутри техникума, региональный, всероссийский), тем престижнее в нём участие.

Анализ опыта работы в ПОО позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами техникумы: смотры-конкурсы предметно-развивающей среды, конкурсы методических, учебно-методических материалов, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы с участием обучающихся, где подготовка обеспечивается силами педагогов ПОО.

Вид конкурса

Актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса

Смотры-конкурсы предметно-развивающей среды

Создание условий для познавательной активности обучающихся и т.п.

Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Выявление положительного опыта работы педагогов.

Конкурсы методических, учебно-методических

материалов

Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

Содействие реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с обучающимися программ нового поколения.

Обобщение опыта работы.

Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

Конкурсы профессионального мастерства

Повышение престижа профессий «педагог», «мастер».

Выявление талантливых педагогов.

Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

Стимулирование труда педагога.

Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с обучающимися.

Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения студентов.

Конкурсы с участием обучающихся

Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию обучающихся.

Выявление одарённых обучающихся.

Создание условий для развития способностей обучающихся и творческого потенциала педагогов.

Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с обучающимися разных техник творчества.

Развитие у обучающихся умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

Развитие у педагогов режиссёрских умений и навыков.

Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения обучающихся составлению творческих рассказов.

 

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом – всем педагогическим коллективом или группами педагогов, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Преподаватель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему преподаватели участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Обычно статус преподавателя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией техникума. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогов помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, преподаватель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в техникумовском, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие педагоги так не любят конкурсы?

Конкурс ПКП – это публичное выступление преподавателя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие преподаватели тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким педагогам следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

- профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других преподавателей;

- желание приобрести определенный профессиональный статус;

- желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

- развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

- развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

- внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

- повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и ПОО в целом и др.

- демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

- развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

- возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

- пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения, стимулирование педагогического творчества педагогов.

Итак, конкурсы ПКП – это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным преподавателем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах – важный критерий результативности работы учителя при аттестации.

Отрицательные стороны:

- проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

- усиление неравенства между сильными, успешными ПОО и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основную проблему профессиональных педагогических конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство преподавателя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы педагога в ПОО. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы педагога, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают преподавательские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для обучающихся. Можно снять фильм о мастерстве педагога, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Исходя из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки и проведения конкурсов.

Первый этап «Организационно – подготовительный»

Он включает в себя:

Разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются:  тема конкурса, цель и задачи, условия, содержание и порядок проведения, требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов,  критерии оценки,  сроки проведения, состав жюри,  процедура подведения итогов конкурса.

К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе либо формы каких – других документов (характеристика – представление на образовательное учреждение и т.п.).

Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями. Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего. Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п. Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.

Второй этап «Основной» или «Практический»

Он включает в себя: проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану. Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.

Третий этап «Заключительный» или «Аналитический.

Он включает в себя: написание аналитической справки по итогам конкурса. Знакомство с аналитической справкой на педсовете. Презентацию методических материалов конкурса. Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.

Профессиональное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения