Обобщение педагогического опыта

 

Официальный сайт ГБПОУ
"Чебаркульский профессиональный техникум"

 

 

Директор: Затоковенко Лариса Николаевна
Адрес: г.Чебаркуль, ул. Электростальская, д. 5.
Телефон: 8 (35168) 2-29-55
Электронная почта: chpt.74@mail.ru 

Обобщение педагогического опыта

 


 

Долгополов М.В. Система работы с одарёнными обучающимися в Чебаркульском профессиональном техникуме
Долгополов М.В.В рамках конкурса. Директор года - 2015. Мотивация персонала
Кудрявцева Т.А., Невраева Н.В., Поставит Ю.Г. Развитие профессиональной компетентности педагога средствами веб- портфолио
Кудрявцева Т.А., Пуртова Т.И., Соколова М.Г.Проблемы организации самостоятельной работы студентов в условияхреализации ФГОС СПО

Невраева Н.В., Соколова М.Г.Исследовательская деятельность как форма работы с одаренными обучающимися
Соколова М.Г. Мотивация будущих специалистов лесного хозяйствак изучению химии в ПОО СПО 
Соколова М.Г., Поставит Ю.Г. Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс в ПОО СПО проблемы и пути решения
Соколова М.Г.Из опыта организации исследовательской работы студентов
Соколова М.Г.Применение элементов  дистанционного обучения в преподаваниихимиив ПОО СПО
Соколова М.Г.Система работы с одаренными обучающимися по химии через решение профессионально ориентированныхзадач и заданий в ПОО СПО

Смотреть


 

Долгополов М.В., директор ГБПОУ ЧПТ

 

Социальное партнерство как часть непрерывной подготовки будущих специалистов машиностроительного профиля в Чебаркульском профессиональном техникуме

 

Современное состояние машиностроительного производства требует, чтобы специалисты данной отрасли были всесторонне развитыми, творческими личностями, соответствовали требованиям рынка труда.

Решению этой задачи способствует многоуровневая, ступенчатая непрерывная подготовка специалистов машиностроительного профиля в рамках Чебаркульского профессионального техникума. Предлагаемая траектория позволяет студентам не только последовательно повысить уровень образования: школа - профессиональная подготовка квалифицированных рабочих (например, 151902.03 «Станочник») - обучение по программам среднего профессионального образования (151901 «Технология машиностроения»), но и совершенствовать уже имеющийся уровень образования (в основном через повышение квалификации и систему профессиональной переподготовки (например, 151902.03 «Станочник», 18800 «Станочник-распиловщик»), а также изменить профиль подготовки, например, с машиностроения («Станочник») на кузнечно-прессовый (13225 «Кузнец на молотах и прессах», 13229 «Кузнец-штамповщик»).

Таким образом, любой гражданин, ранее работавший на предприятии и решивший получить рабочую профессию машиностроительного профиля, или бывший школьник могут свободно ориентироваться в профессиональном образовательном пространстве по всем уровням на основе сквозных, преемственных образовательных программ.

Одновременно с этой работой был налажен конструктивный диалог между техникумом и предприятием-работодателем ОАО «Уральская кузница». Соответственно цепочка непрерывного образования выстраивалась в едином сегменте образовательных услуг, которая демонстрирует партнёрам взаимную выгоду и надёжность отношений.

Система социального партнёрства техникума с заводом даёт обучающимся дополнительные перспективы, одна из которых - возможность прохождения практики в условиях реального производства. С первого курса обучающиеся ЧПТ начинают работать на современном оборудовании. Специально для студентов на заводе организованы токарная, фрезерная и электромонтажная мастерские, выделен участок штамповки в кузнечно-прессовом цехе. Кроме того, лучшие выпускники техникума по окончании учёбы получают рабочие места на динамично развивающемся предприятии, 100% выпускников ЧПТ, получивших профессию кузнеца, в дальнейшем трудоустраиваются на заводе. Каждый год «Уралкуз» формирует определённый социальный заказ на подготовку кадров по специальностям, обучающиеся набираются с учётом реальной потребности. Так, в 2011-2012 учебном году техникум впервые набрал обучающихся по профессии 150707.02 «Наладчик кузнечно-прессового оборудования», а в 2013-2014 учебном году по запросу завода в техникуме была начата подготовка обучающихся по специальностям СПО: 150412 «Обработка металлов давлением», 150901 «Технология машиностроения».

Таким образом, выстроенная схема социального партнёрства – это система непрерывного образования, основывающаяся на двух взаимосвязанных тенденциях: на вторжении машиностроительного производства в сферу базовой подготовки обучающихся техникума и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс.

Примечание: выступление на ХХ областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: непрерывное профессиональное образование», секция 2 Социальное партнерство в подготовке и переподготовке высококвалифицированных работников.


 

 

Долгополов М.В., директор ГБПОУ

 «Чебаркульский профессиональный техникум»

 

Проблемы формирование информационно-образовательной среды в ссузе

    Целью и результатом обучения в системе профессионального образования является определенный тип самостоятельного человека – компетентного профессионала, подготовленного к включению в производственный процесс, что вызывает необходимость проектирования в ссузе соответствующей информационно-образовательной среды.

     ИОС в Чебаркульском профессиональном техникуме – это ещё создающаяся  системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

  ИОС техникума в связи с недавней реорганизацией учреждения еще  только создается и далека от идеала, потому предполагается, что  эта система будет включать следующие компоненты:

1. информационно-образовательные ресурсы (библиотечный фонд ЧПТ; интернет-класс  (доступ к Интернет), фонды отделений (учебно-методические разработки, учебные пособия и др.), электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания;

2. компьютерные средства обучения (компьютерная техника и ее программное обеспечение, автоматизированная система контроля знаний);

3. система управления образовательным процессом (учебно-методические комплексы, модульный принцип построения курсов дисциплин, разработка и внедрение инновационных технологий обучения, организация научно-исследовательской работы обучающихся, их участие в научно-практических конференциях).

   Предполагается, что каждый компонент ИОС техникума будет являться микросредой, внутри которой обучающийся может осуществлять учебно-профессиональную деятельность, направленную на профессионально-личностное саморазвитие.

   При  разработке ИОС  в техникуме  возникли проблемы, связанные с особенностями ее создания:  с одной стороны - недостаточное техническое оснащение кабинетов  техникума,  низкий уровень информационной культуры педагогов и особенно мастеров п/о (эти причины всё ещё актуальны), проблема готовности преподавателей, руководителей практики  и обучаемых к включению в современную ИОС, с другой -  преподаватели,   имеющие навыки пользователя ПК и работающие в учебных кабинетах с хорошей компьютерной базой, мало используют ИТ в преподавании предмета из-за отсутствия методически грамотных, ориентированных на формирование профессиональных компетенций  электронных учебно-дидактических комплектов (ЭУДК)  для техникума; проблемы создания ИОС по дисциплинам учебного плана из-за отсутствия ее  понятийно-категориального аппарата .

      Но, несмотря на трудности, работа начата. Так, силами преподавательского и студенческого коллектива техникума  разработана и постоянно модифицируется информационно-образовательная среда    по  химии, физике, по циклу экономических дисциплин, разработан  ЭУМК по производственному обучению для студентов–ветеринаров и т.д. Опыт применения информационно-образовательной среды по дисциплинам, подтвержденный результатами  промежуточной и  итоговой  аттестации, показывает повышение эффективности обучения по сравнению с традиционными формами и методами.

  В учреждении создаётся электронная библиотека, идёт работа над сайтом техникума в соответствии с новыми требованиями.

  Для достижения главной цели в процессе создания ИОС техникума нам предстоит решить такие основные задачи, как компьютеризация учебных кабинетов, повышение компьютерной грамотности мастеров п/о, повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения, работа над конфиденциальностью информации,  находящейся в виртуальном представительстве техникума, обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет, проведение мероприятий по информационной безопасности и т.д.

Примечание: Долгополов М.В., Проблемы формирования информационно-образовательной среды в ССУЗе/ М.В. Долгополов XIX областная научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: информационно-образовательная среда»: тезисы докладов, тезаурус/под ред.  И.Р.Сташкевич.-Издат. Комплекс Челябинского ин-та развития проф. образования, 2013. -108 с. с.17-18.


 

Клычкова С.А., преподаватель ГБПОУ

 «Чебаркульский  профессиональный  техникум»

 

Организация учебной деятельности обучающихся  на уроках экономики   в условиях образовательной информационной среды

В связи с внедрением ФГОС СПО -3 изменились  требования к целям и задачам образования, технологиям проведения урока, его организационной и практической направленности, поэтому возникает необходимость  применения новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин мы видим в следующем: в развитии личности обучаемого и  подготовке к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, реализации социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества и мотивации учебно-воспитательного процесса.

Формы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках экономики в ЧПТ:

 1. использование    готовых  электронных продуктов по дисциплинам экономического цикла;

 2. использование мультимедийных презентаций по темам; 3.использование ресурсов сети Интернет.

Обучение студентов в условиях образовательной информационной среды способствует  формированию  таких профессиональных  компетенций, предъявляемых ФГОС СПО-3, как умение обобщать, анализировать, систематизировать  информацию  по  интересующей теме; умение работать в группе и находить информацию в различных источниках;  развитие коммуникативной компетентности и осознания полезности получаемых знаний и умений.

Кроме того, мы  учитываем  и требования работодателей, а именно:  происходит  активизация  процесса социализации выпускника, самоутверждение личности как профессионала, развитие экономического мышления, умение пользоваться информационными ресурсами по  данной специальности.

Разные формы ИКТ, используемые в учебном процессе, включение метода проекта  и модульного обучения в систему уроков экономических дисциплин способствует углублению знаний обучающихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Проводимая нами работа по этим технологиям не только сохраняет структуру образовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости обучающегося по предмету;

- позволяет обучающимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого обучающегося.

ИКТ работает на конкретного студента, который столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.  Очевидно влияние      использования      информационно-коммуникационных  технологий на преподавателя экономических дисциплин, а именно:

- экономия времени на уроке;

- глубина погружения в материал;

- интегративный подход в обучении и возможность    одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов;

- возможность    формирования   коммуникативной    компетенции   обучающихся, т.к. они становятся   активными   участниками   урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по дисциплине, чтобы самостоятельно мыслить, спорить и  рассуждать, научившихся учиться и самостоятельно добывать необходимую информацию.

Использование   электронно-методических материалов на уроках экономических дисциплин является показателем эффективности,  которая заключается в следующем: осуществляется организация самостоятельной продуктивной деятельности, происходит формирование информационной грамотности, компетентности и индивидуализации процесса обучения, ценностно-смыслового определения обучающихся.

Повышается эффективность познавательной деятельности обучающихся за счет:

- расширения возможностей доступа к образовательной информации;

- совершенствования организационных форм и методов обучения  и воспитания;

- формирования умения самостоятельно приобретать знания;

- визуализации представленной информации;  

- ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;

- развития творческого потенциала обучающихся;

- незамедлительной обратной связи;

- одновременного использования нескольких каналов восприятия обучающихся.    Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке  знаний обучающихся.

 

Примечание: Клычкова С.А., Организация учебной деятельности обучающихся на уроках экономики средствами ИКТ,/С.А. Клычков/С.А. Клычкова/XIX областная научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: информационно-образовательная среда»: тезисы докладов, тезаурус/под ред. И.Р.Сташкевич. Издат. Комплекс Челябинского ин-та развития проф. образования, 2013. - 108 с. 21-23.

 


 

Константинова Н.Л., мастер п/о ГБПОУ

 «Чебаркульский профессиональный техникум»

 

Из опыта применения электронного учебно-методического комплекса по производственной практике при обучении студентов  по профессии «Ветеринарный фельдшер»

Современный этап развития системы начального профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение ИКТ позволяет не только повысить эффективность традиционных форм обучения, но - и это главное - обеспечивает доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам современного образовательного процесса.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ появились требования и рекомендации по разработке соответствующего учебно-методического обеспечения.  Его основу составляет электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

 ЭУМК   по производственному обучению (практике) – это электронное издание, включающее в себя совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу производственного обучения (практику) плана подготовки обучающихся по одной или нескольким профессиям (направлениям).

В Чебаркульском профессиональном техникуме разработан ЭУМК по производственной практике для профессии «Ветеринарный фельдшер».

Нужно отметить,  что  необходимость его разработки  вызвана тем, что мастерам производственного обучения профессий нетехнического направления очень недостает методических рекомендаций и пособий по

организации производственного обучения,  раскрытию современных путей и способов формирования у обучающихся основ профессионального мастерства в соответствии с требованиями ФГОС – третьего поколения по профессиям и нуждам работодателей.

Применение ЭУМК  по профессии  направлено на решение актуальных задач профессионального обучения: восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого студента учебными и учебно-методическими материалами и дополнительной информационной поддержкой (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы),  автоматизация контроля знаний студентов и т.п.

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по  производственному обучению (практике) по профессии «Ветеринарный фельдшер».

Разработанный нами ЭУМК включает в себя следующие элементы: документацию мастера п/о, сопроводительную документацию обучающихся по организации и проведению производственного обучения (практики), средства обучения, средства контроля. В таком составе комплексное УМК производственного обучения востребуется деятельностью  мастера п/о и реализуется им при подготовке к учебным занятиям и при их проведении.

Отличительной особенностью  разработанного нами ЭУМК является интерактивность  производственного обучения, реализуемая за счет использования в комплексе различных визуальных, вербальных, мультимедийных средств. Они по сравнению с традиционными дидактическими средствами, имеют ряд  таких преимуществ, как: снижение психологического барьера в работе с с/х животными,  при работе с виртуальным животным невозможность их травмирования и  поломки дорогостоящих хирургических инструментов. Работа в виртуальной мастерской позволяет снизить затраты учебного заведения на приобретение материалов,  хирургического инструмента, экзотических животных и т.д.

Создание такого комплекса является сложной и серьезной задачей,  однако тщательно отработанный ЭУМК дает возможность повысить эффективность    организации производственного обучения и    способствует  формированию у учащихся прочных профессиональных

 знаний, умений и навыков.

Примечание: Константинова Н.Л., Из опыта применения электронного учебно-методического комплекса по производственной практике при обучении студентов по профессии «Ветеринарный фельдшер»/Н.Л. Константинова/XIX областная научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: информационно-образовательная среда»: тезисы докладов, тезаурус/под ред. И.Р.Сташкевич. Издат. Комплекс Челябинского ин-та развития проф. образования, 2013. - 108 с. 23-24.

 


 

М.Г. Соколова, зам. директора

Чебаркульского  агролесохозяйственного колледжа

(ЧАЛК), Челябинская область,

  г. Чебаркуль, e-mail:Sokolovamargen1@rambler.ru

А.Е. Мухин, преп. ЧАЛК, Челябинская область,

г. Чебаркуль, e-mail:Big.fly1980@rambler.ru

 

ЗАДАЧИ  И УПРАЖНЕНИЯ ПО ХИМИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО И ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА В ССУЗах

Модернизация российского образования, направленная на обеспечение его качества

на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным  и перспективным потребностям личности, общества и государства, охватывает все уровни и стороны образовательного процесса, предусматривает профессиональную направленность химической подготовки студентов ССУЗов. В статье показана роль профессионально ориентированных задач и упражнений по химии как средства реализации принципа профессиональной направленности химического образования в ССУЗах специалистов лесного и лесопаркового хозяйства, даётся описание сборника с профессионально ориентированными  задачами  и упражнениями, разработанный авторами статьи, приведены примеры таких задач и упражнений.

     Ключевые слова: профессионально направленная химическая подготовка, задачи и упражнения с профессионально ориентированным содержанием.

     В условиях жесткой конкуренции, обусловленной рыночными отношениями, специалисту лесного и лесопаркового хозяйства, кроме фундаментальных знаний в области лесного и лесопаркового хозяйства,  требуются умения и навыки в анализе сложных процессов и применении методов оптимального принятия решения, что невозможно без соответствующей химической  подготовки [1].

     Основными целями обучения студентов дисциплине «Химия» по специальности  "Лесное и лесопарковое хозяйство" (квалификация - техник) в рамках требований квалификационной характеристики являются:

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения теоретических и практических задач, связанных с профилем будущей специальности;

- формирование умений грамотно использовать понятийный химический аппарат и решать профессионально ориентированные задачи в области лесного и лесопаркового хозяйства [2].

      В связи с этим у них должен быть сформирован такой уровень  химической   подготовки,  который  необходим для решения задач,  требующих анализа ситуаций, характерных для профессиональной  деятельности будущих специалистов указанной выше  квалификации.

      Подготовку, реализуемую в условиях профессионального контекста, когда в процессе обучения  студентов химии формируются элементы компетентности специалистов в области лесного и лесопаркового хозяйства, можно называть профессионально направленной химической подготовкой  техников лесного и лесопаркового хозяйства.  Она может быть успешно решена при интегрированном подходе в обучении химии.

   Эффективным средством реализации этого подхода являются  профессионально ориентированные химические  задачи и упражнения, фабула которых раскрывает приложения химических  понятий и методов в  специальных и общепрофессиональных  дисциплинах. Иными словами, речь идет о задачах и упражнениях, взятых из разных областей лесного и лесопаркового хозяйства, адаптированных к учебному плану ССУЗов, для решения которых необходимо использовать химический аппарат и соответствующие умения им  оперировать.  Решение  этих  задач  и  упражнений   дает возможность вырабатывать у студентов  не только профессиональные умения и навыки,  необходимые в   их будущей  деятельности, но и развивать общелогические умения: выделять главное, проверять, сравнивать, обобщать, делать выводы, что также будет способствовать формированию профессионального интереса [3].

      Мы   разработали комплекс   профессионально ориентированных химических  задач и упражнений по всему курсу химии в ССУЗах, которые, в первую очередь,  адресованы   тем, кто обучается по специальности  "Лесное и лесопарковое хозяйство" (квалификация -  техник). Сборник называется «Задачи  и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием (для подготовки специалистов  по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» в ССУЗах)».  Задачи и упражнения,  подобранные  составителями сборника из различных пособий, учебников, статей журналов (авторы: Евстафьева Е.И., Титова И.М., Безуевская В.А., Хомченко Г.П.,   Хомченко И.Г.,   Гузей Л.С.,   Лунин В.В.  и  др.),  были скорректированы с учетом профессиональной направленности  названной выше  специальности.

Химический  аппарат, представленный в них, полностью подчинен решению конкретных задач лесного и лесопаркового хозяйства. Их решение дает возможность выработать  у   студентов   необходимость   применять   свои

химические  знания к анализу ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности. Во время решения подобных задач и упражнений студенты оперируют профессиональной терминологией, знаниями, умениями.

        При корректировке задач  и упражнений мы стремились, с одной стороны, тесно связать их с соответствующей программой курса химии и, с другой стороны,  наполнить  профессиональным содержанием, чтобы показать возможность и целесообразность использования химического  аппарата в подготовке специалистов лесного и лесопаркового хозяйства. При структурировании сборника учитывалось содержание примерной рабочей программы по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство».  Поэтому сначала в нем предложены задачи и задания по органической химии, а затем -  по   общей   и   неорганической,     которые     могут     быть использованы при преподавании химии и специальных дисциплин  в ССУЗах по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», а также  в качестве аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы  студентов.  

 Авторы представили основные типы задач, которые отрабатываются   при   изучении   органической   химии.  Это задачи на вывод молекулярной формулы вещества по процентному содержанию элементов в нем и  известной плотности; по продуктам сгорания и известной плотности. Другие типы задач студенты усвоили за курс неполной средней школы, поэтому они представлены для закрепления навыков решения. Это качественные расчетные задачи с использованием понятий «массовая доля вещества», «выход вещества по отношению к теоретически возможному», «питательная ценность удобрения»,  на классификацию соединений, а также  и расчетные задачи с использованием понятий «молекулярная масса» и «молярный объем газов», с использованием различных видов концентраций и т.д.

Примеры задач и упражнений:

1. Для улучшения плодородия почв лесных питомников используют золу. В золе содержится около 25% К2СО3. Какое количество сильвинита,  содержащего 18% К2О,  может заменить 1 ц золы? (Лесные культуры, почвоведение)[3].

 2. Кислотные дожди закисляют природные воды. В такой воде увеличивает­ся подвижность ионов тяжелых металлов и, следовательно, повышается их токсическое действие на древесные растения. Если древесные породы произрастают на  из­вестняковых породах, пагубное воздействие кислотных дождей на растения значительно уменьшает­ся. Объясните, почему? Напишите уравнение реакции. (Почвоведение,  лесоводство)[4].

В сборнике к каждой задаче и упражнению прописано наименование   специальной   дисциплины   учебного   плана «Лесное и лесопарковое хозяйство»,  с  которой они связаны.

     Авторы включили в сборник занимательные профессионально ориентированные задачи и упражнения, которые способствую  повышению мотивации студентов к выбранной специальности. Они  могут быть предложены на химических   вечерах,   викторинах   и    других  внеурочных мероприятиях, например:

1. Феромоном тревоги у муравьев-листорезов (питаются листьями растений) является цитраль. Это вещество вызывает агрессивную реакцию у муравьев: они уничтожают все живое в том месте, откуда этот запах исходит (цитраль пахнет лимонами). Установите структурную формулу цитраля, если при взаимодействии его с бромной водой образуется 2, 3, 6, 7 - тетрабром - 3,7 - диметилоктаналь - 1.(Лесозащита.).

 2. Созданное лесом затишье позволяет пчелам собирать нектар и пыльцу в то время, когда вне леса их работе препятствуют холодные ветры. В состав феромонов тревоги пчел входит вещество состава С7Н14О. Определите строение этого вещества, если известно, что оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол - 2. (Пчеловодство, лесоводство)[5].

      Задачи и упражнения в  сборнике расположены в порядке усложнения, на это указывают условные обозначения. Сначала приводятся задачи, ориентированные на базовый уровень и  соответствующие минимуму стандарта, они не имеют условных обозначений. Затем прописаны задачи и упражнения повышенной сложности, их можно решать на уроках с группой более подготовленных студентов, в сборнике они условно обозначены одной звездочкой - *. Последними в темах представлены задачи и упражнения для углубленного изучения дисциплины «Химия». Они требуют, как правило, творческого подхода при  решении,  и их  лучше использовать на факультативных занятиях, обозначены  они двумя звездочками -**, например: **Используя богатейшую медофлору леса (липу, малину, крушину, вереск и др.), пчелы вырабатывают мед. Феромоном тревоги у медоносных пчел является вещество состава С8Н16О. Установите его строение, если известно, что оно при действии синильной кислоты дает оксинитрил, а при восстановлении образует нонан - 2 - ол. (Пчеловодство, лесоводство)

 К наиболее трудным задачам даны ответы.

      Данный  сборник задач и упражнений не подменяет уже имеющиеся задачники для ССУЗов, а служит дополнением к ним. Надеемся, что представленные профессионально ориентированные задачи и упражнения  будут способствовать повышению уровня обучения химии  в ССУЗах,  мотивации  к обучению химии, формированию профессиональной

компетентности специалистов лесного и лесопаркового хозяйства.

Библиографический список

 1.Очекуров В.Н. Сохранить рабочие кадры / В.Н. Очекуров. - Лесная газета, 2009, № 45 (9995). – с.2

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (Утв. приказом МОиН РФ от 22 июня 2010г № 677).

3. Гузей Л.С., Лунин В.В. Сборник задач по общей химии с производственным содержанием./ Учеб. пособие для средн. проф.-техн. училищ. - М.: Высш. школа, 1977. – 95с.

 4. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием / В.А. Безуевская. -  Химия в школе, № 3, 2000. – с. 59-61.

5. Евстафьева Е.И. Начальное профессиональное образование: развитие внутренней мотивации учения / Е.И. Евстафьева, И.М. Титова. - Химия в школе, № 7, 2002. – с.20-25.

 

 Примечание: Соколова, М.Г. Задачи и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием как средство профессионально направленной химической подготовки студентов ССУЗа/М.Г. Соколова, А.Е. Мухин/научно – практический журнал «Профессиональное образование: теория, практика, инновации» - Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский государственный институт музыки им. П.И. Чайковского, 2011. -№ 3 - с. 167-169.

 


 

Топчий Е.Э., преподаватель химии ГБПОУ

 «Чебаркульский профессиональный техникум»

 

Организация информационно-образовательной среды при проведении лабораторных работ по химии в ссузе

Неотъемлемой составной частью учебного процесса при изучении химии  в ссузе является присутствие  химического эксперимента, задачей которого является формирование у студентов практических навыков работы с оборудованием, получения и обработки экспериментальных данных, умений планировать эксперимент, анализировать и сопоставлять полученные результаты с литературными данными.

Но многие химические  опыты не могут быть  проведены и  продемонстрированы на уроках,  на это существует масса причин: отсутствие необходимых реактивов, чрезмерная опасность проведения некоторых опытов, большие затраты времени на проведение некоторых работ и т.д. 

Решение перечисленных выше проблем существенно упрощается при использовании возможностей информационно-образовательной среды, в которой лабораторные работы по химии являются составным ее элементом.

В  Чебаркульском профессиональном техникуме в преподавании химии  активно используются как  готовые, так   разработанные  преподавателями циклы виртуальных лабораторных работ по специальностям.         

Разработка  виртуальных лабораторных работ основывается авторами  на  определенных требованиях к алгоритму их построения, на таких, как логичность компоновки материала, методически грамотное его изложение, разумное использование анимационных средств, доступность справочных данных, позволяющих расширить возможности студента при объяснении результатов, во время ответов на поставленные вопросы, удобство применения и хороший пользовательский интерфейс.

Каждая лабораторная работа по химии в техникуме имеет свои особенности, но цикл работ, сгруппированных по определенным разделам,  представлен как единое целое в соответствии с вышеперечисленными требованиями.

В кабинете химии  техникума есть свободный доступ в Интернет, поэтому   активно используются цифровые образовательные ресурсы в идее разработанных различных коллекций, которые  имеются на отдельных сайтах. Данные коллекции пополняются практически каждый день, поэтому мы легко находим химические опыты, вставляем их в отдельные слайды презентаций и затем используем  на уроках.

Преимущества такой виртуального эксперимента  по химии в ссузе очевидны: лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента, индивидуализированность и дифференцированность процесса обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвое­ния материала; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой оши­бок и оценкой результатов учебной деятельности; возможность применения для разных форм обучения (очное, заочное, дистанционное) и во время внеаудиторной самостоятельной работы, отработка студентами пропущенных занятий, проведение при отсутствии сложного оборудования и дорогостоящих или малодоступных реактивов и т.д.     

    Таким образом, современные  технологии проведения лабораторных работ по химии в ссузе позволяют реализовывать любые формы экспериментальной деятельности, открывают широкие перспективы в создании оригинальных, а порой и принципиально новых работ химического практикума.  Разработанный в техникуме цикл лабораторных работ по химии для студентов, на наш взгляд, является современным инновационным воплощением компьютеризированных пособий нового поколения.

Примечание: Топчий Е.Э. Организация виртуальных лабораторных работ по химии в ССУЗе/Е.Э. Топчий, М.Г. Соколова/XIX областная научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: информационно-образовательная среда»: тезисы докладов, тезаурус/под ред. И.Р.Сташкевич. Издат. Комплекс Челябинского ин-та развития проф. образования, 2013. - 108 с.

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения