В последние годы в образовании ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, на современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Для реализации своих методических целей и задач мы применяем различные способы и формы, но наряду с такими традиционными формами, как педагогический совет, методические совещания и методические недели, в нашем техникуме на протяжении последних нескольких лет особое внимание уделяется работе постоянно действующего семинара (ПДС). Из всего многообразия способов работы он является наиболее эффективным, он оптимален и для преподавателей, и для мастеров п/о.
Семинар - это доступная, удобная, многофункциональная форма, которую можно использовать и для повышения квалификации, и для переподготовки, и для включения преподавателей в процессы разработки и реализации творческих программ, и для обсуждения достигнутых результатов, анализа проблемных ситуаций, выставления экспертных оценок и формулирования выводов.
Именно за счет выстроенной грамотно, тщательно продуманной по структуре и содержанию работы ПДС, в нашем техникуме могут реализоваться важнейшие функции методической работы:
1. по связи с «внешней средой», то есть ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту: осмысление социального заказа, внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук и передового педагогического опыта;
2. по отношению к педагогическому коллективу техникума реализуется за счет анализа образовательного процесса в ЧПТ и его результатов, выработки единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, стимулирования педагогического творчества и инициативы;
3. по отношению к конкретному педагогу, воспитателю реализует основную цель – помочь педагогу в росте его мастерства, профессиональной компетентности.
При этом для более успешной реализации вышеназванных функций в содержание работы ПДС включаются следующие направления:
- воспитательное предусматривает повышение квалификации педагогов по вопросам теории и методике воспитания студентов в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса;
дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения обучающихся;
психологическое направление обеспечивает повышение квалификации педагогов в области общей, возрастной и педагогической психологии;
физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене обучающихся;
техническое направление позволяет преподавателям совершенствовать свой опыт работы с различными современными техническими средствами обучения, помогает избавиться от устаревших взглядов, делает педагога более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его статус и конкурентноспособность.
- самообразовательное направление подчеркивает необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития педагогов по всем направлениям.
Активное участие в подготовке и проведении ПДС стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Положение